Чревовещание... Что же это такое?
Чревовещание – особый жанр циркового и эстрадного искусства, при котором актер разговаривает, не двигая губами. Зрителям кажется, что они слышат множество голосов, которые раздаются из разных мест, а чревовещатель стоит, подчеркнуто сжав губы.

audiovizualnye_illyuzii_prostranstvennye_i_vremennye_effekty_ventrologiiВ соответствии с темой иллюзий, которые возникают в результате взаимодействий, наша статья рассмотрит эффект чревовещания, впервые описанный Говардом и Темпелтоном в 1966 году.

 

Визуальная информация

 

Как вы, вероятно, можете понять из названия, эффект чревовещания включает визуальную информацию, влияющую на то, как мы воспринимаем голос, исходящий изо рта манекена. В типичной установке для эффекта чревовещания участники подвергаются воздействию звука. Затем участники подвергаются либо отсутствию вспышки света, либо вспышке света в месте расположения звука. Когда участники видят вспышку в месте, отличном от положения звука, они имеют тенденцию указывать на смещение позиции от фактического местоположения звука к вспышке. Фактически, когда расстояние между звуком и вспышкой невелико (несколько градусов визуальной дуги), они часто указывают на положение вспышки. Это явление называют «визуальным захватом».

 

Воздействие звука

 

Интересно, что, если люди подвергаются воздействию звука и визуальных стимулов, которые разделены на несколько градусов в течение длительного периода времени, возникают «временные эффекты вентрологии». Например, один известный чревовещатель представлял участникам звук и вспышку в одно и то же время снова и снова (всего 2500 пар) в течение 20-30 минут. После этого этапа обучения участники были подвергнуты воздействию звука и их попросили повернуть головы на свое место. Для каждого слухового стимула на этом этапе тестирования участники, как правило, обращались к позиции примерно на восемь градусов от места звучания, а в противоположном направлении от вспышки, которую они видели на этапе обучения. Другими словами, если вспышка была на восемь градусов справа от слуховых стимулов на тренировочной фазе, участники имели тенденцию воспринимать слуховые раздражители на этапе тестирования как градус слева от того, где они были на самом деле. Разумеется, мозг участников корректировался на несоответствие зрительного и слухового стимула, поэтому, когда слуховые стимулы были представлены в одиночку, их мозг исправлял несоответствие.

 

Пространственная информация

 

Одним из объяснений эффекта вентрологии является то, что острота зрения для пространственной информации намного лучше, чем слуховая острота для пространственной информации. Мы просто лучше воспринимаем вещи, которые мы видим, чем то, что мы слышим, и это может привести к тому, что наш мозг будет использовать визуальную информацию, когда они конкурируют, что приведет к визуальному захвату. Одно интересное объяснение этой точки зрения заключается в том, что при измерениях, при которых острота слуха больше, чем острота зрения, происходит «слуховой захват». Существует много доказательств того, что слуховая острота больше, чем острота зрения для временной информации. Это побудило нескольких исследователей искать временный эффект чревовещания, при котором слуховые стимулы «захватывают» зрительные стимулы.


Каменты закрыты.

RSS