Пьеса Алехандро Ходоровски «Школа чревовещателей»
Алехандро Ходоровски – автор, который не ставит легких задач перед актерами и режиссером.
Художник по куклам
Наталья Белова стремительно и навсегда изменила свою жизнь пятнадцать лет назад, уехав из Тулы в Бельгию за своей любовью. Там учительница истории переродилась в театрального художника. Два года спустя появились куклы. Наталья сделала их для «Школы чревовещателей» больше двадцати. И не прогадала.
Художником по куклам Натальей Беловой видится история этой пьесы в том, что люди, попадая в школу чревовещателей, отдают душу куклам, и они становятся их повелителями.
Наталья сделала лицо актера у каждой куклы – черты лица получились гротескными, но общие черты — глаза, брови, нос — узнаваемыми.
Пуан Зеро
Для работы с куклами в «Школе чревовещателей» актерам театра «Пуан Зеро» пришлось круто изменить свою жизнь. Им пришлось пройти стажировку у известных кукловодов, заниматься месяцами в лабораториях. Овладение кукольной пластикой несет еще и физические нагрузки. Самым уязвимым местом оказалось запястье. Кукла полтора часа балансирует на руке ….
С одной стороны, актерам необходимо скрываться за куклой, а с другой стороны, приходиться делить всю свою актерскую славу со своим кукольным персонажем.
Алехандро Ходоровским была придумана мистическая история, главный герой которой Селест оказывается в школе чревовещателей. В мире параллельной реальности, в котором куклам все позволено и они вершат судьбами людей. Селесту необходимо выжить и найти себя.
Ходоровски, написав «Школу чревовещателей», отдал её в руки режиссеру спектакля Жану-Мишелю. Без каких-либо капризов, пожеланий и даже вторжений в процесс постановки. Позволив развлекаться с пьесой и передавать автора на собственное усмотрение.
Бельгийскому режиссеру Жану Мишелю Д’Опу пришлась по душе многоэтажность пьесы, обилие уровней восприятия. Здесь присутствует и философия, и психология, и сказка. Каждый может воспринимать ее как захочет.
Актеры на сцене в черном. Они – тени кукол. Некоторые актеры до сих пор примиряют себя со своими героями. Кукольный персонаж, являясь просто неодушевленной вещью, отнимает слишком много эмоций, энергии и сил. И от этого становится актерам не по себе.
Актеры вначале руководят своими куклами, но постепенно куклы становятся их манипуляторами, и появляются у них сзади, актер надевает маску за спиной и становится куклой.
У Ходоровски для театра «Пуан Зеро» имеется на подходе уже третья пьеса. И там главные герои снова куклы. Похоже, что драматическим актерам не скоро удастся выйти из кукольной тени.